Баталії замовних статей у війні за крісло міністра у продовженні матеріала Оpen News.
Аліса Кузнєцова
*Авторський матеріал подається мовою оригіналу.
В первой части статьи касательно искусственной поддержки репутации бывшего главы Налоговой Сергея Верланова, мы показали масштабы ботофермы и ее активность в начале работы. В продолжении речь пойдет о методах и объемах очернения оппонентов.
В январе бывший премьер-министр Алексей Гончарук заявил о своей отставке, и Украина замерла в ожидании назначения нового состава Кабинета Министров. Традиционно, подобные волны перемен активизируют амбиции кандидатов и упорство удержать позиции у чиновников. Не исключением стал и Верланов.
Цифровая конкуренция
Вероятным преемником по Налоговой в новом составе правительства видели генерала налоговой полиции Юрия Атаманюка, который также прилагал усилия для популяризации в СМИ своей персоны.
Тем не менее, потенциальный кандидат тут же был “уличен” в контрабанде, воровстве бюджетных средств, кураторстве конвертационных центров и т.п. В “разгоне” этих материалов участие принимала уже известная ботоферма (подробности в первой части): Marko Perkovic, Ivan Kashtan, ЛюдмилаЛихоліт, Alla Rosenstein, ОлександрШафоростов, Pavlo Zebrenko, Oleksiy Potasov, Serhii Kryvenko, Валерій Щербина, Svitlana Tomchuk, ЮрійКовальчук, Toni Montana¸ Miklosh Zalupko.
Со временем Сергей Верланов поднял ставки, нацелившись на кресло министра финансов. Верховная Рада назначила на эту должность Игоря Уманского. Последний публично обвинил Верланова в незаконном кураторстве конвертационных центров и инициировал его отставку.
Рекордная каденция Уманского на посту министра финансов завершилась через 25 дней. Сразу после этого по Уманскому “прошлись” публикациями и “разгонами” ботофермой Верланова в “Корупційна Україна”; 115 бото-репостов получил материал OBOZREVATEL “Уманский и коррупция: что между ними общего?”.
Тяжелая артиллерия диджитализации
Министром финансов стал Сергей Марченко, который все-таки уволил Сергея Верланова с должности главы Налоговой службы.
Официальная верифицированная киберполицией страница в Facebook Сергея Верланова за время его службы на государство имела все атрибуты ленты топ-чиновника. Страницы областных налоговых и фискальных служб поддерживали страницу главного начальника ссылками на интервью, лайками, репостами и пр. Однако сразу после увольнения, боты, не стесняясь быть уличенными и потерять заказчика, комментировали одобренные для публикации на странице Верланова посты.
Между тем, бывший глава Налоговой завел собственную страницу “Податкова правда”, о чем сообщил на личной странице четвертого мая; начал снимать видеоблог на YouTube и обзавелся Telegram-каналом “Верланов”. Источник Open News, близкий к ситуации и пожелавший остаться инкогнито из этических соображений, сообщил, что Верланов стал клиентом пиарщиков: “По задумке технологов, Верланов должен был сформировать образ понимающего в рынке эксперта, который на чеку, следит за отраслью и готов прийти на помощь, если вдруг необходимо будет занять пост Министра финансов либо снова главы Налоговой службы”. О работе ботофермы в популяризации “блогера” Сергея Верланова говорит таблица, приведенная ниже.
29 апреля в Facebook регистрируют страницу “Черный мытарь”, днем ранее одноименный канал зарегистрировали в Telegram. В соцсети шла активная реклама телеграм-канала и наоборот.
Помимо этого, такого рода материалы “разгонялись” и в других группах соцсети. “Коррупційна Україна”, “Антикоррупційний Блокпост”, “Політичний оглядач”, “Реформатор” и “Платники податків” за май-август разместили более 50-ти публикаций с признаками заказных. Ботоферма Верланова сделала более восьми с половиной тысяч репостов этих публикаций.
Директор ботофермы
Помимо содержания авторов, оплаты гонораров инсайдерам, размещений в СМИ и т.п., Верланов также оплачивал рекламу страниц в Facebook. “Библиотеки рекламы” в соцсети показывают лишь двух спонсоров: Олег Рубанчук и Валерий Щербина.

Далее приводим примеры некоторых рекламных кампаний в соцсети Facebook, их темы и спонсоров:
Центр рекламы страницы Facebook | Инф. кампании против | Кто оплачивал |
“Черный мытарь“ | Любченко, Ильяшенко, Марченко | Валерий Щербина |
“Платники податків“ | Минфин, ГФС, ГНС, Таможня, Ермак, Любченко | Валерий Щербина Олег Рубанчук |
“Реформатор“ | Ермак, Любченко | Валерий Щербина Олег Рубанчук |
“Політичний оглядач“ | ГФС, Уманский, Ермак, Марченко, Любченко | Валерий Щербина Олег Рубанчук |
“Корупційна Україна“ | Зеленский, Уманский, ГНС | Валерий Щербина Олег Рубанчук |
Экономический кибернетик Олег Рубанчук сотрудничает с частной компанией “Центр обслуживания конференций”. “Конечно, создание и управление ботофермой ― посильное дело для системного администратора. Да и кто свяжет между собой Главу Налоговой и сисадмина малоизвестной компании? Так и было задумано, ведь Рубанчука порекомендовали Верланову друзья”, ― рассказал нам собеседник.
Если Рубанчук вполне реальный человек, то Валерий Щербина ― один из самых активных ботов фермы Верланова. Щербина вместе с другими ботами репостил заказные материалы с личной страницы Верланова. В то же время, человек, фотографии которого использует бот Щербина, пожаловался, что его фото были украдены.

Аналитики рынка цифровых технологий в сфере пиара заверили журналистов Open News, что ситуация с ботофермой Сергея Верланова ― обыденна для украинского политикума. “Непрофессиональность, низкая продолжительность эффекта, неуклюжесть подачи и практически очевидное разоблачение часто встречаются у исполнителей подобных услуг. Однако спрос на искусственную поддержку или нападение в онлайне стабильный и высокий. На каждого клиента найдется предложение соответствующего качества и стоимости”, ― говорят эксперты. Однако справедливым останется вопрос: насколько допустимо использование топ-чиновниками для достижения карьерных целей таких манипуляций?
При ближайшем рассмотрении подобных методов работы становится ясно: осуждаемые обществом технологии подмены общественного мнения, очернения коллег ложью и разной степени информационные подтасовки как методы абсолютно неприемлемы для профессионала в любой области. Как можно охарактеризовать руководителя, который прибегает к таким примитивным и нелегальным методам конкурентной борьбы останется на рассуждение читателя.
[…] “диджитализации” и к чему это привело, во второй части материала Open […]