Баталії замовних статей у війні за крісло міністра у продовженні матеріала Оpen News.

Аліса Кузнєцова

*Авторський матеріал подається мовою оригіналу.

В первой части статьи касательно искусственной поддержки репутации бывшего главы Налоговой Сергея Верланова, мы показали масштабы ботофермы и ее активность в начале работы. В продолжении речь пойдет о методах и объемах очернения оппонентов.

В январе бывший премьер-министр Алексей Гончарук заявил о своей отставке, и Украина замерла в ожидании назначения нового состава Кабинета Министров. Традиционно, подобные волны перемен активизируют амбиции кандидатов и упорство удержать позиции у чиновников. Не исключением стал и Верланов.

Цифровая конкуренция

Вероятным преемником по Налоговой в новом составе правительства видели генерала налоговой полиции Юрия Атаманюка, который также прилагал усилия для популяризации в СМИ своей персоны.

Тем не менее, потенциальный кандидат тут же был “уличен” в контрабанде, воровстве бюджетных средств, кураторстве конвертационных центров и т.п. В “разгоне” этих материалов участие принимала уже известная ботоферма (подробности в первой части): Marko Perkovic‎, Ivan Kashtan, ЛюдмилаЛихоліт, Alla Rosenstein, ОлександрШафоростов, Pavlo Zebrenko, Oleksiy Potasov, Serhii Kryvenko, Валерій Щербина‎, Svitlana Tomchuk, ЮрійКовальчук‎, Toni Montana¸ Miklosh Zalupko‎.

Со временем Сергей Верланов поднял ставки, нацелившись на кресло министра финансов. Верховная Рада назначила на эту должность Игоря Уманского. Последний публично обвинил Верланова в незаконном кураторстве конвертационных центров и инициировал его отставку.

Рекордная каденция Уманского на посту министра финансов завершилась через 25 дней. Сразу после этого по Уманскому “прошлись” публикациями и “разгонами” ботофермой Верланова в “Корупційна Україна”; 115 бото-репостов получил материал OBOZREVATEL  “Уманский и коррупция: что между ними общего?”.

Тяжелая артиллерия диджитализации

Министром финансов стал Сергей Марченко, который все-таки уволил Сергея Верланова с должности главы Налоговой службы.

Официальная верифицированная киберполицией страница в Facebook Сергея Верланова за время его службы на государство имела все атрибуты ленты топ-чиновника. Страницы областных налоговых и фискальных служб поддерживали страницу главного начальника ссылками на интервью, лайками, репостами и пр. Однако сразу после увольнения, боты, не стесняясь быть уличенными и потерять заказчика, комментировали одобренные для публикации на странице Верланова посты.

Между тем, бывший глава Налоговой завел собственную страницу “Податкова правда”, о чем сообщил на личной странице четвертого мая; начал снимать видеоблог на YouTube и обзавелся Telegram-каналом “Верланов”. Источник Open News, близкий к ситуации и пожелавший остаться инкогнито из этических соображений, сообщил, что Верланов стал клиентом пиарщиков: “По задумке технологов, Верланов должен был сформировать образ понимающего в рынке эксперта, который на чеку,  следит за отраслью и готов прийти на помощь, если вдруг необходимо будет занять пост Министра финансов либо снова главы Налоговой службы”. О работе ботофермы в популяризации “блогера” Сергея Верланова говорит таблица, приведенная ниже.

СтраницаДатаТемаБото-репосты
Сергей Верланов01.05.20Интервью телеканалу “Наш”255
04.05.20Запуск “Налоговой правды”0
05.05.20О выполнении планов Налоговой за апрель163
06.05.20О построении государства и правах человека4
07.05.20Об обыске СБУ на сьемной квартире205
12.05.20Пост об Atlantic Council от Верланова47
12.05.20Пост об Atlantic Council от Нефьодова54
15.05.20Видео о реформах в Налоговой126
20.05.20О перевыполнении плана Налоговой Верланова210
21.05.20Видео о возможности дефолта37
22.05.20Видео об изменениях к Налоговому кодексу160
23.05.20Видео об изменениях к Налоговому кодексу ч297
25.05.20Видео об изменениях к Налоговому кодексу ч3107
27.05.20Видео об изменениях к Налоговому кодексу ч497
04.06.20Об изменении плана для Налоговой и карантине79
10.06.20Видео о меморандуме с МВФ49
11.06.20Видео о меморандуме с МВФ ч22
18.06.20Видео об отмене ЗНО111
18.06.20О хорошем Верланове и плохом Марченко181
23.06.20Куда поступать учиться? В католический же)85
07.07.20Видео о налоге на выведенный капитал142
25.07.20Видео о декларировании доходов граждан в 202082
01.08.20О запуске РРО55
05.08.20Еврореформа Таможни201
17.08.20Будут ли украинские ИТ-шники платить больше?72

29 апреля в Facebook регистрируют страницу “Черный мытарь”, днем ранее одноименный канал зарегистрировали в Telegram. В соцсети шла активная реклама телеграм-канала и наоборот.

СтраницаДатаТемаБото-репосты
Черный Мытарь27.05.20Нехорошие Любченко и Ильяшенко286
02.06.20Нехорошие Любченко и Марченко107
05.06.20Нехорошие Любченко и Марченко164
09.06.20Нехороший Любченко148
15.06.20Нехорошие Любченко и Ильяшенко. Реклама ТК132
15.06.20Нехорошие Любченко и Ильяшенко163
17.06.20Реклама телеграм-канала “Черный мытарь”101
22.06.20Реклама телеграм-канала “Черный мытарь”126
23.06.20О Кавылене человеке Червоненко84
25.06.20Верланов увольняет Марченка, Петрашко и Бусловец28
25.06.20Нехорошие Любченко, Чмерук, Марченко145
30.06.20Лерос, Титарчук и СМКОР181
02.07.20Верланов снова увольняет Марченко, Любченко, Муратова172
06.07.20Опять Верланов увольняет Марченко, Любченко, Муратова158
08.07.20Нехороший Любченко92
10.07.20Нехороший Любченко83
14.07.20Хороший Верланов, плохой Любченко на заседании ТСК28
21.07.20О последовательном Марченко156
27.07.20О плохом Кабмине Шмыгаля и коррупции у Премьера75
31.07.20О списках Дубинского, откуда пропали предприятия ИВК74
31.07.20О списках Дубинского и конфликте с Любченко75
10.08.20О выводах МинЭкономики207
12.08.20Снова о плохом Любченко209

Помимо этого, такого рода материалы “разгонялись” и в других группах соцсети. “Коррупційна Україна”, “Антикоррупційний Блокпост”, “Політичний оглядач”, “Реформатор” и “Платники податків” за май-август разместили более 50-ти публикаций с признаками заказных. Ботоферма Верланова сделала более восьми с половиной тысяч репостов этих публикаций.

Директор ботофермы

Помимо содержания авторов, оплаты гонораров инсайдерам, размещений в СМИ и т.п., Верланов также оплачивал рекламу страниц в Facebook. “Библиотеки рекламы” в соцсети показывают лишь двух спонсоров: Олег Рубанчук и Валерий Щербина.

Далее приводим примеры некоторых рекламных кампаний в соцсети Facebook, их темы и спонсоров:

Центр рекламы страницы FacebookИнф. кампании противКто оплачивал
Черный мытарьЛюбченко, Ильяшенко, МарченкоВалерий Щербина
Платники податківМинфин, ГФС, ГНС, Таможня, Ермак, ЛюбченкоВалерий Щербина Олег Рубанчук
РеформаторЕрмак, ЛюбченкоВалерий Щербина Олег Рубанчук
Політичний оглядачГФС, Уманский, Ермак, Марченко, ЛюбченкоВалерий Щербина Олег Рубанчук
Корупційна УкраїнаЗеленский, Уманский, ГНСВалерий Щербина Олег Рубанчук

Экономический кибернетик Олег Рубанчук сотрудничает с частной компанией “Центр обслуживания конференций”. “Конечно, создание и управление ботофермой ― посильное дело для системного администратора. Да и кто свяжет между собой Главу Налоговой и сисадмина малоизвестной компании? Так и было задумано, ведь Рубанчука порекомендовали Верланову друзья”, ― рассказал нам собеседник.

Если Рубанчук вполне реальный человек, то Валерий Щербина ― один из самых активных ботов фермы Верланова. Щербина вместе с другими ботами репостил заказные материалы с личной страницы Верланова. В то же время, человек, фотографии которого использует бот Щербина, пожаловался, что его фото были украдены.

Аналитики рынка цифровых технологий в сфере пиара заверили журналистов Open News, что ситуация с ботофермой Сергея Верланова ― обыденна для украинского политикума. “Непрофессиональность, низкая продолжительность эффекта, неуклюжесть подачи и практически очевидное разоблачение часто встречаются у исполнителей подобных услуг. Однако спрос на искусственную поддержку или нападение в онлайне стабильный и высокий. На каждого клиента найдется предложение соответствующего качества и стоимости”, ― говорят эксперты. Однако справедливым останется вопрос: насколько допустимо использование топ-чиновниками для достижения карьерных целей таких манипуляций?

При ближайшем рассмотрении подобных методов работы становится ясно: осуждаемые обществом технологии подмены общественного мнения, очернения коллег ложью и разной степени информационные подтасовки как методы абсолютно неприемлемы для профессионала в любой области. Как можно охарактеризовать руководителя, который прибегает к таким примитивным и нелегальным методам конкурентной борьбы останется на рассуждение читателя.

1 коментар

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я